Санта-Клаус (англ. Santa Claus) - рождественский дед, североамериканский сказочный (фольклорный) персонаж, который дарит подарки детям на Рождество Христово. Имя Санта-Клауса представляет собою искажение голландской транскрипции имени св. Николая, день памяти которого отмечается 6 декабря.
Родиной Санта-Клауса считается Лапландия. Так же бытуют мнения, что родиной Санты-Клауса является Северный полюс.
Прообразом Санта-Клауса является общехристианский святой Николай Мирликийский (Санта — «святой», Клаус — «Николай»), известный по житию своей благотворительностью (помощью бедным людям в виде тайных подарков). Первоначально именно от его имени дарились в Европе подарки детям в день почитания святого по церковному календарю — 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа, вручающего подарки, на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период Контрреформации в Европе персонаж Святого Николая снова стал дарить детям подарки, однако это стало происходить в конце декабря на Рождество. Но, например, в Нидерландах, где имя святого Николая произносят как Синтерклаас; от его имени детям дарят подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.
Именно благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам, ныне известное как город Нью-Йорк, образ Святого Николая попал на североамериканский континент. При этом необходимо отметить, что английские пуритане, также осваивавшие Северную Америку, Рождество не отмечали.
В 1809 году в свет вышла «История Нью-Йорка» американского писателя Вашингтона Ирвинга, в котором тот рассказывал о голландских временах города, упомянув и обычай чествования Святого Николая в Новом Амстердаме.
В развитие истории Ирвинга в 1823 году Клемент Кларк Мур выпустил в свет поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», в которой рассказал о некоем персонаже, дарящем детям подарки — Санта-Клаусе. Эта, ставшая очень популярной, поэма была переиздана в 1844-м году. Как утверждал американский телеканал по истории History Channel в вышедшей в 2000-х годах документальной программе «Легенды Санты»: «Благодаря перу Клемента Мура Святой Николай превратился в Санта-Клауса» и «К 1840-му году практически все американцы знали, кто такой Санта-Клаус. Этого забавного старика подарил нам Клемент Мур». В этом же стихотворении впервые упоминаются восемь из классической девятки оленей Санта-Клауса.
В 1863 году знаменитый американский художник Томас Наст, работавший в журнале Harper’s Weekly, использовал по мотивам книги Клемента Кларка Мура персонаж Санта-Клауса в серии своих политических карикатур, в виде героя, дарящего подарки. Персонаж стал популярен, и Наст позднее выпустил, в том числе и для «Харпер уикли», множество забавных рисунков, но уже для детей, с веселыми сценками из жизни Санты-Клауса. В своих рисунках Наст придумал и подробно живописал быт Санты.
Художник впервые упомянул, что Санта живёт на Северном полюсе, что Санта ведет специальную книгу, куда записывает поступки хороших и плохих детей и.т.д. На рисунках Наста происходила постепенная трансформация облика Санты от персонажа в виде толстого пожилого эльфа в меховом костюме к более реалистичному и веселому персонажу в полушубке. Как указывает телеканал History Channel, «Наст срисовал Санта-Клауса с себя». Наст был упитанным человеком небольшого роста, с большими усами и широкой бородой.
Необходимо отметить, что первоначально полушубок Санты на рисунках Наста был коричневого цвета, однако почти сразу в процессе выхода новых рисунков, стал приобретать красноватый оттенок. Красный цвет полушубка Санты не несет никакой смысловой нагрузки, — отмечает History Channel в своем исследовании «Легенды Санты».
В 1931 году компания «Кока-кола» запустила рекламную кампанию, в которой представила несколько модернизированный образ Санты, разработанный художником Хэддоном Сандбломом (en:Haddon Sundblom). Этот образ стал также широко популярен в мире, однако он шёл в русле уже выпускавшихся к тому времени в США в большом количестве изображений Санты по мотивам поэмы Клемента Кларка Мурра и рисунков Томаса Наста.
Принято считать, что передвигается Санта-Клаус на санях, запряжённых оленями:
- Дэшер («Стремительный»),
- Дэнсер («Танцор»),
- Прэнсер («Гарцующий»),
- Виксен («Злобный»),
- Комет («Комета»),
- Кюпид («Купидон»),
- Доннер (Дандер) (от нем. и голланд. «Гром») и
- Блитцен (Бликсем) (от голл. «Молния»).
Эти имена впервые прозвучали в 1823 году в стихотворении «Ночь перед Рождеством». Позднее в американский фольклор вошёл ещё один олень - Рудольф, который стоит во главе упряжки и имеет светящийся красный нос. Он появился в результате чикагской рекламной акции 1939 года.
Не всякому на ум приходит, что сказочный Санта-Клаус, занимающийся распределением рождественских подарков среди хороших девочек и мальчиков, носит имя вполне реально существовавшего когда-то человека.
Николай, епископ города Мира в малоазийской провинции Ликия, совсем не был похож на улыбчивого дебильного старичка в красном колпаке и в шубе. О жизни этого человека, почитаемого святым, как у католиков, так и у православных, известно немного. Даже годы его жизни установлены приблизительно.
Родился он, скорее всего, в 260 году, а умер, возможно, в 345-м. Его родная провинция Ликия находилась на юго-западе нынешней Турции. Так что и шуба, и теплый колпак вряд ли понадобились бы ему на побережье Средиземного моря, там, где сегодня размещается известный курорт Анталия.
Известно, что родился Николай в городе Патара, в 50 километрах от Мир, что в юности он совершил паломничество в Святую землю и в Египет, что по возвращении стал главой христиан города Мира. При гонениях на христиан во время правления императора Диоклетиана его посадили в тюрьму. После того, как воцарился новый император Константин, Николая из тюрьмы выпустили и даже принимали при императорском дворе, где он, среди прочего, просил снизить налоги.
Вообще христиане приписывают Николаю Мирликийскому безмерную доброту и любовь к людям. По легенде, в своем родном городе Николай приостановил казнь трех невинно осужденных. Считается, что святой Николай не оставляет своим покровительством людей весьма далеких от веры, преступников и даже язычников и иноверцев.
Среди прочих добрых дел, сотворенных Николаем – три кошелька с золотом, подброшенные в дом, где жили три сестры. Отец не мог их прокормить и хотел отдать в проститутки. Нормальный способ для женщины заработать на жизнь в те благословенные времена. Благодаря подарку святого, девицы благополучно вышли замуж.
Именно от этого случая уже в более поздние времена в Германии и в Голландии, где святого Николая (Николауса – Клауса) тоже весьма почитали, пошел обычай в день этого святого, 6 декабря, делать детям подарки от его имени. Через некоторое время обычай дарить детям подарки сместился на три недели, на рождественские праздники, но ответственным за их вручение остался святой Николай, по-немецки Санта-Клаус. А красный цвет шубы и колпака Санта-Клаусу достались в наследство от святого Николая, которого на европейских иконах изображали в красной епископской мантии и в такого же цвета головном уборе.
В 1922 году компания «Кока-кола», фирменный цвет которой тоже красный, мобилизовала Санта-Клауса на рекламную службу. Дело в том, что зимой продажи прохладительного напитка падали. Компания начала внедрять в головы покупателей новый слоган: «Жажда не знает сезонов». Санта-Клаусу кроме мешка с подарками для детей вручили также бутылочку «Кока-колы».
С 1931 по 1964 год Санту в разных положениях, но с обязательной бутылкой колы в руках рисовал популярный художник Хэддон Сандблом (Haddon Sundblom). Благодаря его реалистичной технике рисования (и еще благодаря длительному воздействию рекламы), люди теперь точно знают, как выглядит рождественский дед. Улыбчивый и бородатый, в меру упитанный старичок, небольшого роста.
Вот так и завершился круг. Святой Николай усердно боролся с древнегреческими богами. Его трудами был до основания порушен храм Артемиды в Мирах, чтобы и духа не осталось от идолопоклонства. А по истечении полутора тысяч лет в головах большинства христиан – европейцев и американцев – он превратился в Санта-Клауса, который, в сущности гораздо больше похож на доброго скандинавского языческого божка, чем на сурового христианского святого. Разве что божка этого приставили к полезному делу – обслуживать великий христианский праздник.